Творить, создавать, работать и работать!

В преддверии Международного дня театра (перед 27 марта) корреспондент «ЗВС» встретился с Александром Рожневым – новым режиссером Зейского народного театра, сменившим на этом посту, ставшего уже легендарным Сергея Логуненко, который успешно возглавлял театр на протяжении 50 лет.

– Александр Александрович, расскажите немного о себе.

– Родился и провел большую часть жизни я в Зее, где, из-за переездов, успел поучиться почти во всех школах и даже в школе журналистики, что считаю было большой удачей. В юности основных увлечений, можно сказать, было два: музыкальная группа, где мы с друзьями пытались что-то играть и сочинять, и компьютеры, с которыми, по тем меркам, я познакомился очень рано, большинство на тот момент не видело ничего мощнее инженерного калькулятора, только появлялись пучеглазые цветные мониторы, а про Интернет и говорить нечего.

Ну и видео, конечно. Кино, клипы и даже реклама. Все, до чего можно было дотянуться: кассеты для видеомагнитофонов, хорошие фильмы в ночном телеэфире, когда надо было пробираться в зал тайком от родителей, пока те спят. Ближе к окончанию школы уже можно было достать записи на компакт-дисках.

– Театра в списке ваших увлечений на тот момент, как я понимаю, не было. Когда и как театр вошел в вашу жизнь?

– Несмотря на то, что еще в школе я принимал некоторое участие в театральной студии и был знаком с нашим народным театром, в Театр меня привела, в общем-то, случайность.

Вышло так, что мне надо было оказаться в Благовещенске и где-то остановиться на первое время. В голову пришла мысль: а поступлю-ка я куда-нибудь, получу общежитие, которое предоставляли многие учебные заведения. На занятия ходить не буду, пару месяцев выгонять меня не станут, а за это время осмотрюсь. Куда я точно поступлю, чтобы особо не готовиться? Вон, в культпросвет! На какое отделение? Да на театральное! Всё было решено, и вот я уже в поезде учу стихотворение, прозу и басню. Поступив и получив общежитие, всё должно было двигаться согласно намеченному плану, если бы не один человек – Ирина Ситникова, которая вела курс, куда мне повезло попасть.

Я, честно говоря, даже не понял, как это произошло, но вот пошли первые актерские тренажи, на которых ты устаешь до изнеможения, но чувствуешь себя почему-то счастливым. Первые занятия по сценическому движению, речи, первая репетиция, вторая, третья… и вот спустя какое-то время мы с ребятами едем на первый в нашей жизни театральный фестиваль. А там другие коллективы, интересные люди и спектакли, совершенно иной взгляд на, казалось бы, привычные вещи… Всё, обратного пути не было.

– Это Благовещенск, а как и зачем вернулись в родную Зею?

– В один момент, по личным обстоятельствам, учебу пришлось отложить. Когда вернулся в Зею, режиссер Татьяна Буценко пригласила в театральную студию «Дебют», что была в «Ровеснике». Там с ребятами мы поставили несколько работ, одну из которых сыграли и в «Энергетике», и даже успели свозить спектакль в Благовещенск. Это был интересный опыт как для меня, так и для ребят.

Затем успел еще немного поработать в Благовещенске в одном интересном фестивальном спектакле. Вновь вернувшись сюда, сыграть в нескольких спектаклях нашего народного театра.

– Какое-то время вас практически не было видно на сцене. С чем это связано?

– Появились другие увлечения. Радио, написание статей и текстов в разного рода издания, да и банальную работу с компьютерами, к сожалению, тоже никуда не выбросить. А театр… Я искренне убежден, что если ты можешь что-то не делать – не делай! Это касается любых творческих проявлений: можешь не писать стихи – не пиши, не надо. Можешь не петь – не пой, пожалуйста. Видимо, на тот момент такое было у меня с театром – я мог им не заниматься.

– Что и почему изменилось?

– Капля за каплей в какой-то момент превратилась в поток – помог одному приятелю дописать пьесу к учебному спектаклю, затем поучаствовал в разборе другой режиссерской работы. Придумали с друзьями ход на их спектакль. И тут моя мама – Лариса Бобровникова, руководитель театральной студии в Покровском горном колледже, предложила подумать над пьесой Коки Митани, результатом чего стал спектакль «Академия смеха». В общем, я понял, что попросту больше не могу этим не заниматься.

– Как вы восприняли предложение возглавить Зейский народный театр?

– Не скажу, что я был удивлен. Эту тему уже давно поднимал сам Сергей Логуненко во время работ над спектаклями, где мне довелось актерствовать. Чему я был удивлен, так это не столько приглашению, а, скорее желанию самих актеров видеть меня в качестве режиссера. Что особенно приятно – актеров старой гвардии. Это дорогого стоит, огромное спасибо!

За предложение же стоит сказать спасибо директору Дома культуры «Энергетик» Светлане Гурской, ведь после Сергея Михайловича, который основал и успешно управлял театром на протяжении пятидесяти лет, любой новый человек – это новый человек. Случай вообще уникальный не то что в российской, но и в мировой практике – пятьдесят лет, да еще и с бессменным режиссером! Тут впору докторскую защищать. Да и теми спектаклями, что были поставлены в золотое время театра, поднята высокая планка – ответственность колоссальная.

– В чем, на ваш взгляд, особенность народного театра и какова его задача?

– Среди участников нашего театра нет ни одного актера с профессиональным образованием. Есть и талантливые артисты, есть и, не побоюсь этого слова, профессионалы своего дела, но всё это, в первую очередь, люди, у которых есть работа, семьи, обязанности. Театр же – их страстное увлечение. Это и есть главная особенность. И тут имеются как минусы, так и плюсы. С одной стороны, нет возможности репетировать, как это делают в профессиональных театрах, на протяжении рабочего дня, оттачивать какие-то моменты, шлифовать диалоги, – это репетиции только в свободное время. Да и самозабвенно репетировать, позабыв про усталость после работы, это, поверьте, очень нелегко! С другой стороны, эти актеры могут чувствовать некоторые моменты тоньше, чем профессионалы, у которых на каждую ситуацию найдется свой штамп. А значит, потратив себя и погрузившись с головой в обстоятельства пьесы, на сцене может родиться настоящая жизнь – то, что так ценно в театре!

А вот что касается задачи… Знаете, а я не вижу в этом плане особой разницы между народным театром или, скажем, театром драмы, или театром юного зрителя, или любым другим театром. Я не говорю о некой просветительской деятельности, формировании и удовлетворении духовных потребностей. Задача любого театра – вызвать чувства, эмоции. Создать некую картину из деталей, которые соберутся в одно целое. Здесь важно понимать, что театр, как и любое другое искусство, зрителю ничего не должен, а, скорее, наоборот.

– Что вы имеете ввиду?

– Искусство – это не массовая вещь. Театр – далеко не для всех. Надо быть готовым к этому. Многие же думают, что им просто достаточно прийти на спектакль и «получить удовольствие». Или, что еще забавней, «прийти отдохнуть». Меня всегда это удивляло. Когда абсолютное большинство людей, видя математическую или химическую формулу, говорит: «ничего не понятно – я же не физик вам тут», но при этом может с лихим профессионализмом обсудить совершенно любую картину или музыкальное произведение. Что говорить о театре?

Простите, я не хочу напугать, что вам надо приходить в театр, держа в голове манифесты Мережковского, но общее образование и кругозор пошире иметь бы не мешало. А мы уже вместе с вами будем расти и развиваться. Наша задача, в первую очередь, – вызвать чувства и эмоции.

– Говоря об этом, поделитесь планами.

– Творить, создавать, работать, работать и работать! А если серьезно, то в первую очередь это, конечно, спектакли. Первым мы хотим показать спектакль «Человек-корыто» по пьесе Олега Богаева, уже совсем скоро – 27 и 28 апреля. Также в этом году по просьбам зрителей будет еще раз показана «Академия смеха», а к новому году выйдет другой спектакль, карты пока раскрывать не будем.

Во-вторых, и это не менее важно, с сентября откроется театральная студия. Где планируются две группы: старшего школьного возраста и группа постарше, куда смогут попасть студенты и работающие. Одним из положительных моментов я вижу возможность дополнить занятия по актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи занятиями по вокалу и хореографии, так как базироваться студия будет в Доме культуры «Энергетик», где работают отличные специалисты.

Татьяна Тарасова.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник