Жизнь как жизнь
В преддверии 8 Марта приятно говорить о женщинах, о тех, кто подарил нам жизнь, вывел в люди, на чьих плечах мир держится. Людмила Ларина – одна из них. Нет, в ее жизни не было ничего героического. Она – скромный фармацевт одной из аптек города Зеи.
Во всем виновата химия
– Ой, да что про меня писать, – в ответ на настоятельную просьбу об интервью отнекивается Людмила Александровна, – у меня жизнь как жизнь, ничего особенного. Лучше о наших молоденьких девчонках напишите.
С огромным трудом все-таки договариваюсь о встрече.
Её детство и юность прошли в Зее, окончила школу имени Фрунзе.
– У нас были прекрасные учителя, – вспоминает Людмила Александровна, – что еще меня подвигло идти в фармакологию, так это любовь к химии, которую вела Мария Боброва. Я в нее, наверное, была влюблена, как в преподавателя, поэтому и сам предмет давался легко. А как вела историю Екатерина Гартенберг! На ее уроках сидела, забыв про все на свете. Все учителя были замечательные, но эти – самые-самые. Пошла учиться на фармацевта только потому, что сказали: там будет четыре предмета химии. Еще о медицине, как таковой, я тогда не думала.
Первый урок от жизни получила, когда приехала поступать в Иркутский медицинский институт. Была уверена, что поступит обязательно. Но, увы, «завалила» физику. Переживала страшно, было стыдно возвращаться домой. Но делать нечего – вернулась... и заявила родителям, что на фармацевта все равно выучится. И опять Иркутск, работа, подготовительные курсы. Но страх «провала» на экзамене остался. Тогда она принимает решение поступать в Иркутское фармацевтическое училище.
– Какие там сильные преподаватели были! – восхищается Людмила Александровна.
Училась с удовольствием, а как иначе – там же любимая химия! Их выпуск был юбилейным, поэтому молодым специалистам предоставили право выбрать место работы по желанию. Выбор пал на Амурскую область – хотелось быть поближе к маме.
Все начинается с любви
– К своим родителям и дедушке с бабушкой была привязана, как пуповиной, – поясняет моя визави, – мама у меня была лучше всех. А дедушка – это вообще отдельный разговор, баловал меня страшно.
Запах свежеиспеченных бабушкой булочек – это самое нежное воспоминание из детства, а еще… велосипед. Он, светло-зеленого цвета, стоял в магазине, нарядный и безумно желанный. Дедушка объявил, что купит это двухколесное чудо, если Люда научится ездить на велосипеде. Шестилетняя девчушка освоила технику за один день. Купили.
– Счастье было до облаков, – смеется Людмила Александровна, – благодаря отцу люблю лес, папа всегда брал меня с собой и по грибы, и по ягоды. Мама меня очень любила. Она была справедливая. Никогда незаслуженно не наказывала, не ругала. Никогда.
1975 год. Начало строительства БАМа. По распределению Людмила Александровна приезжает в Тынду.
– Было потрясающе интересно, много молодежи, жизнь кипела. В аптеке, где я работала, был замечательный коллектив. Знаете, мне постоянно везет на хороших людей. Где бы я ни работала прежде и работаю сейчас – всегда нахожусь среди удивительно хороших и интересных людей, – говорит Людмила Александровна.
Там, в Тынде, встретила и свою судьбу – высокого красивого Сергея Ларина.
– Было в нем что-то необъяснимо притягательное, – продолжает она, – и вот уже сорок лет вместе. Конечно, и ссоры были, а как без них? Но вот что интересно, он никогда меня не обижал. Никогда. У меня взрывной характер, могу и накричать, и сказать резкое слово, он – никогда.
Почитание женщины, матери, родителей, людей старшего поколения – всё это, уверена Людмила Александровна, идет из семьи:
– Я до сих пор не понимаю, как, каким образом смогла моя свекровь Ксения Семеновна так воспитать своих троих сыновей. Для Сергея сыновний долг – превыше всего. Каждый отпуск, при первой же возможности он ездит к матери в Казахстан.
А когда в семье случилась беда – тяжело заболела мама Людмилы Александровны, а затем и бабушка, часть забот легла на плечи Сергея Константиновича.
– Не каждый мужчина смог бы так помогать и ухаживать за больными, – с теплотой в голосе говорит Людмила Александровна.
О том, что зацвел багульник или первые полевые цветы, Людмила Александровна узнаёт по ошеломительным букетам, которые ей преподносит супруг.
К нам приходят за помощью
Нередко в аптеке можно наблюдать такую картину: человек преклонного возраста, приобретая лекарства, подолгу со всеми подробностями рассказывает о своей болезни провизору. Невольно возникает гадкий вопрос: а провизору это надо? Нет, стоит, выслушивает, улыбается, что-то советует, успокаивает. И смотришь, отходит от окошка клиент довольный и уже со спокойной душой и надеждой, что препарат обязательно поможет. Значит, действительно, и слово лечит?
– Я свою работу люблю, – говорит Людмила Ларина. – К нам люди приходят за помощью, и искренне хочется помочь каждому. На работе все свои негативные эмоции оставляю за порогом. Иначе нельзя. Конечно, бывает, что в течение дня могут тебе такое сказать, что в глазах темнеет. Но все это отметаешь напрочь. У меня внутренняя установка: не имею права быть грубой и нетерпимой. Люди бывают и недовольные нами. Всякое бывает. Иногда назовешь цену того или иного препарата, человек в себя приходит некоторое время, а потом уже решает, брать ему или не брать лекарство. Очень хотелось бы, чтобы доходы людей соответствовали расходам. Особенно это касается пенсионеров.
Во все времена люди болели, но сейчас, мне кажется, болеть стали больше, – продолжает Людмила Александровна, – особенно дети, я не говорю про насморк и ОРВИ, появились другие проблемы. С чем связано – не знаю.
Дар Божий
Дети и внуки – это дар Божий, уверена Людмила Александровна. У них с мужем две дочери-умницы, у обеих высшее образование, замужем. У обеих по двое прелестных малышей. Зимой Сергей Константинович для внуков обязательно строит горку и заливает небольшой каток. На Новый год собираются все вместе. И дом, как говорит Людмила Александровна, наполняется суматошным счастьем: шум, гам и смех с утра до вечера. На лето детвора собирается у дедушки с бабушкой – хорошо у них, дом стоит на самом берегу реки. А река – это такая красота и приволье, что голова кружится.
На вопрос: что хочется от жизни – Людмила Александровна ответила так:
– В последнее время появился какой-то страх. Нет, в семье всё благополучно, а трудности, они всегда по жизни были. Справимся. Знаете, возможно, это прозвучит несколько высокопарно, но хочется, чтобы на земле был мир. Без «горячих точек» и локальных военных конфликтов, чтобы не было смуты в стране и за её пределами. Хочется, чтобы люди болели реже. Я работаю на таком месте и знаю, что такое боль.
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
Подробнее...