Законность определит следствие
В Зее выявлены факты незаконной приватизации чиновниками служебных квартир. Об этом сообщается на официальном сайте правительства Амурской области. Как пишет источник, проверка проводилась министерством имущественных отношений во всех муниципалитетах по поручению губернатора Александра Козлова.
О её результатах министр Сергей Ховрат доложил на совещании при главе региона, который, в свою очередь, сказал: «У нас порой встают вопросы, что людей из бараков переселять некуда, после проверок оказывается, в муниципальном фонде квартиры имеются. Их и приватизируют, и продают, а деньги гуляют в неком теневом обороте. Деньги есть, ресурсы у муниципалитетов есть, а переселять людей – некуда! За подобные действия главы понесут персональную ответственность, в том числе и уголовную».
Областные СМИ растиражировали новость, ГТРК «Амур» при этом уточнила, что речь идёт о 30 жилых помещениях в г. Зее. Оставить без внимания информацию, касающуюся нашего муниципалитета, мы не могли, а потому попытались выяснить то, что доступно прессе на данном этапе проверки.
Из неподтверждённого источника стало известно, что речь идет о сделках не менее чем трёхлетней давности. Часть недвижимости, по непроверенной версии, расположена в двух домах микрорайона Светлого, переданных в 2006 году из федерального фонда Восточной квартирно-эксплуатационной части в муниципальную собственность. Квартиры предоставлялись чиновникам в качестве служебного жилья, однако вскоре теми приватизировались и либо использовались (и до сих пор используются) по назначению (для проживания), либо продавались. И хотя вокруг скандала называются некоторые фамилии участников, информация эта не является официальной, а значит, не может быть озвучена в СМИ до окончания проверки.
Глава города Сергей Матвеев, в свою очередь, от комментариев для «ЗВ» отказался, сославшись на собственную непричастность к ситуации.
«Ко мне никто не обращался, никто никаких документов не требовал, я не в курсе того, что происходит, и прокомментировать ничего не могу», – заявил глава города. Тем временем в администрации работали сотрудники Следственного комитета, куда были направлены результаты проверки, проведённой минимуществом области. Как рассказал начальник следственного отдела Следственного комитета РФ по Амурской области в городе Зее и Зейском районе Александр Кащенко, инцидент разбирается на уровне областного СК.
«Материалы находятся в работе у Следственного комитета РФ по Амурской области, на местном уровне мы только отслеживаем ситуацию по информации официальных источников и в СМИ. Насколько известно, ещё проводится доследственная проверка», – пояснил Александр Валерьевич.
В области подтвердили, что проверка ещё не завершена, а значит утверждать, что в деяниях зейских чиновников есть состав преступления, пока нельзя.
«В настоящее время проводится доследственная проверка, уголовного дела нет. Пока могу сказать только одно: речь идёт о нескольких десятках квартир, среди участников сделок фигурируют должностные лица – работники городской администрации», – рассказал заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел Следственного комитета России по Амурской области Дмитрий Саяпин, который непосредственно занимается материалами дела. Дмитрий Викторович пообещал, что как только будут получены результаты (приблизительно через неделю), «Зейскому вестнику» предоставят более полную информацию.
Кстати, в наше распоряжение попало решение Зейского районного суда приблизительно пятилетней давности (в материалах дата и фамилии участников обезличены). С иском к комитету по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) города Зеи тогда обращался военнослужащий, проживающий в одном из домов, который, по нашей версии, фигурирует в настоящем деле. КУМИ тогда отказал ему в требовании приватизировать занимаемую им служебную квартиру. Суд, рассмотрев материалы гражданского дела, признал отказ незаконным, найдя у истца все законные основания на приватизацию. Учитывались и сроки перевода квартиры из муниципальной в служебную, и законодательство в отношении военнослужащих, и другие факторы.
В определении суда со ссылкой на Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и другие и практику Конституционного суда РФ вынесены общие определения, касающиеся вопроса приватизации. В нём, в частности, указано: «Из общего анализа норм закона, регулирующих порядок и условия предоставления служебного жилого помещения, следует, что предоставление служебных жилых помещений не преследует цели удовлетворения жилищных потребностей граждан, а направлено на создание условий для исполнения работниками своих трудовых (служебных) обязанностей».
Это определение (по логике) и ограничивает право распоряжаться служебным жильём: пока чиновник исполняет обязанности, ему надо где-то жить, по окончании муниципальной службы квартира должна быть освобождена для следующего сотрудника. Анализируя ситуацию по городу в целом, есть сомнения, что муниципальное жилье в Зее простаивает настолько не востребованным, что его можно раздавать в частную собственность. К примеру, проблему с нехваткой врачей в больнице чиновники зачастую объясняют тем, что им нечем заманить молодых специалистов – выпускников медицинской академии. А было бы жильё, кто знает, и этот вопрос мог бы быть решён.
Мы, в свою очередь, будем держать в курсе событий своих читателей, но подчеркиваем, что пока заявлять о виновности или невиновности должностных лиц оснований у СМИ нет. Есть ли в деяниях чиновников состав преступления, законно или незаконно ими были получены, а затем приватизированы служебные квартиры, определят компетентные органы.
Алиса Дотова.
Фото автора.
Подробнее...