Невидимые миру слёзы
Вряд ли будет большим преувеличением утверждение, что в последний раз муниципальное жильё в поселениях Зейского района воздвигали лет 40 назад. Было это в период существования совхозов, леспромхозов и прочих «градообразующих» предприятий. За истекшие десятилетия всё построенное в «тучные годы» изрядно обветшало и со временем превратилось (если употребить канцелярскую терминологию) в «ветхое и аварийное жильё».
На сегодняшний день все эти развалюхи и есть тот самый жилой фонд, которым располагают главы сельсоветов и который они могут предложить очередникам или молодым специалистам.
Но остановиться только на физическом состоянии жилья было бы неправильно, так как есть масса нюансов, которые зачастую не позволяют главам воспользоваться даже тем, что находится в пределах муниципального образования. Эта ситуация – те самые невидимые миру слёзы.
В редакцию «ЗВС» обратилась жительница Овсянки, мать пятерых детей, с просьбой помочь решить проблему, с которой столкнулась эта многодетная семья. По нынешним временам ситуация банальная: на материнский капитал приобретена квартира в двухквартирном жилом доме. Но вторая половина дома пустует, и в результате обитатели жилой части замерзают: стена, разделяющая две квартиры, не капитальная, завалинок нет, а потому топить печку приходится круглосуточно.
С наступлением январских морозов положение стало просто отчаянным, и женщина не видит пути выхода из него. Беда в том, что у второй пустующей половины есть владелец, который сейчас отбывает наказание в местах лишения свободы. Без его согласия никто не вправе запустить туда жильцов хотя бы на время.
«Мы как-то попытались это сделать – предложили пожилому мужчине пожить там временно, – рассказывает глава поселения Наталья Перелыгина. – Владелец жилья узнал об этом и написал жалобу по поводу незаконного использования его собственности. Пришлось всё вернуть в прежнее состояние».
Самое страшное в этой ситуации – людям, попавшим в трудное положение, ничем помочь нельзя: свободного жилья, которое отвечало бы всем требованиям нормального проживания, у сельсовета нет, и его появление ни в ближайшем будущем, ни в отдалённой перспективе не предвидится.
Как бы это цинично не звучало, но наводнение 2013 года дало шанс некоторым сельским жителям улучшить свои бытовые условия. В результате, кто-то переселился в Зею, кто-то в Сосновый Бор, ну а кому-то досталось быстровозводимое жильё в родном селе. Но в данном случае речь не о переселенцах (это отдельная тема разговора), а о том, что подъём грунтовых вод пагубно сказался на состоянии домов, оставшихся в муниципальной собственности, и без того изношенные строения стали на шаг ближе к классическим развалинам. Ну а если к этому добавить ещё и отношение некоторых квартиросъёмщиков к предоставленному жилью, то картина вовсе получается мрачной.
Вот ещё одна ситуация, которую наверняка переживал ни один глава поселения, когда в пользу истца принимается судебное решение о предоставлении жилья определённой площади. Судебное решение есть, его все признают, но у главы нет никакой возможности это самое решение исполнить по причине отсутствие жилья, которое требуется предоставить в соответствии с удовлетворённым судом иском. Так, в течение нескольких лет всевозможные органы трепали нервы главе Чалбачей Александру Авдееву, который физически не мог по судебному решению предоставить жильё истице. Аналогичная ситуация сейчас складывается в Овсянке. Строить жилой дом с соответствующей жилой площадью – нереально, купить – тоже.
При этом нужно понимать, что в каждом поселении существует очередь из тех, кто должен переселиться из ветхого и аварийного жилья. Программа эта финансируется из областного бюджета и средства выделяются администрации Зейского района, а уже там их распределяют по поселениям, исходя из принципа численности проживающих. Естественно, что выделенных средств хватает в лучшем случае на две квартиры в год. Нужно же значительно больше. В той же Овсянке в очереди – 11 семей, у которых нужда в новом жилье возникла по разным причинам.
Рачительное отношение к имуществу не возникает ниоткуда. Оно – результат воспитания, когда с самого раннего возраста ребёнок начинает понимать ценность всего того, что сделано руками людей. Если этого нет, а квартира предоставляется только потому, что так положено по закону, то и отношение к ней будет соответствующее. Ведь закон, защищающий чьи-то права, имеет смысл только тогда, когда человек ощущает ещё и ответственность.
«В нашем селе несколько брошенных детьми-сиротами квартир, которые куплены за бюджетные средства, – рассказывает Наталья Перелыгина. – Это действительно серьёзная проблема, когда взрослые, но социально не адаптированные люди совершенно не понимают, что нужно вносить коммунальные платежи, платить за электроэнергию. В итоге жильё брошено, его растаскивают (не поставишь же возле каждого дома сторожа), мы (я имею в виду всех жителей села) теряем имущество, которое, в сущности, приобретено на деньги налогоплательщиков. Запустить в дома кого-то мы тоже не можем, ведь формально у них есть владельцы».
Кстати, о зарегистрированных в домах людях. Мы уже ссылались на (не к ночи будь помянут) 2013 год. Во время природного катаклизма некоторые предприимчивые люди, просчитав ситуацию, подсуетились и прописались в аварийных домах. Те компенсации, которые были положены пострадавшим, они получили, но прошло семь лет, а зарегистрированные единожды так и числятся проживающими в пострадавших от наводнения домах. Хотя многие из них давным-давно разъехались по городам и весям России. Может, и не выписываются в расчете на очередное наводнение? Но для сельской администрации проблема в том, что формально проживающих нужно выписывать по суду. Со взрослыми людьми вроде всё ясно, но если там были прописаны дети, то им по закону нужно предоставить жильё. Вот и стоит дом с жильцами, которых нет.
Сколько ездили по поселениям Зейского района, везде одна и та же беда – брошенные бывшими владельцами дома и усадьбы. Постройки разрушаются, усадьбы зарастают, а до владельцев не докричаться. Если у владельца нет сил содержать своё родовое подворье, то, наверное, было бы правильно официально от него отказаться и развязать руки главе поселения. Сейчас же он не вправе хозяйничать на частной территории, а таких территорий становится всё больше – вымирают сёла.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
Подробнее...