Зейские Вести Сегодня

Не усомнилась в выборе профессии

В коридорах стоит гулкая тишина, идут уроки. Переступаю порог кабинета биологии в лицее. Улыбаясь, меня встречает Людмила Пеньковцева, преподаватель биологии и Учитель. Поражают ее энергия, оптимизм, добродушие и смешинки в голубых глазах. 5 мая Людмиле Ивановне исполнилось 75 лет.

Я любила учиться

Родилась Люда в 1941 году в Угане, куда были высланы из Казани раскулаченные родители. Высадили их с двумя сыновьями на голом месте, вырыли землянки, в них и зимовали, бараки построили позже. Огородов почти не было, кругом тайга.

– Отец и мать работали на прииске, а мы дома под замком, – вспоминает Людмила Ивановна, – после меня родились еще две сестры и брат (но он уже в Зее). До 1946 года нашей семье запрещено было покидать поселение. Помню, как мама плакала, получая посылки из дома. На Дальний Восток была выслана почти вся родня, но после 46-го года они все вернулись на родину. А мы переехали в Зею, да здесь и остались, шестеро детей как-никак.

В школу Людмила пошла уже в Зее, окончив с отличием восемь классов (родители стремились, чтобы все дети получили образование). После школы поступила в Благовещенский сельскохозяйственный техникум.

– Наплакалась я там, – вздыхает Людмила Ивановна, – хозяйство мы не держали, я не знала, с какой стороны подойти к корове, понятия не имела, как растет пшеница, трактора никогда не видела. До второго курса все хотела бросить, понимала, что сельское хозяйство – не мое. Но меня убедили в необходимости получить среднетехническое образование, а уж потом можно было поступать в институт. Закончила техникум почти на отлично и поступила на биофак педагогического института в Благовещенске.

Все девять лет училась очно, причем с огромным удовольствием и без особого труда, выручала хорошая зрительная память. На первом курсе института родился старший сын, но я продолжала очное обучение. Жили в съемной квартире, нанимали няню, как-то все успевала. Правда в колхозы на практику не ездила, а проходила ее на агробиостанции при институте. Сына брала с собой, и преподаватели с удовольствием с ним нянчились. Не помню, чтобы испытывала особые трудности. "Госы" сдала на отлично, закончив институт в 1968 году.

После института одну четверть временно проработала в Белогорске. К концу учебного года должна была освободиться постоянная должность, и, чтобы переждать время, я вернулась в родную Зею. А здесь в январе 1969 года мне предложили полставки учителя биологии в открывшейся в сентябре новой школе № 3. Так я оказалась в этой школе и осталась в ней, – улыбается Людмила Ивановна.

Было очень интересно

– Школа работала в две смены, педсоветы проходили после шести вечера, домой если приходили к девяти, то хорошо, – продолжает Людмила Ивановна, – больничных практически не было, как-то выкручивались, расписание никто не менял. Мне повезло с мужем, Александр помогал во всем. Я за ним, как за каменной стеной.

В годы строительства Зейской ГЭС было очень интересно работать, жизнь в городе кипела. В школе долгое время возглавляла туристско-краеведческую работу. Я до сих пор обожаю путешествовать! Это же так интересно! Собирая краеведческий материал, побывала с детьми в Хабаровске, Находке, Владивостоке, Артеме, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске и Прибалтике (и это все не по туристическим путевкам!).

Особенно запомнился "поход" в Приморье, целью которого был именно пеший переход. Двое педагогов и 10 ребят. До Хабаровска мы доехали на поезде, а дальше – пешком. Проходили за день по 40–50 километров, мозоли на ногах были во всю пятку. Посетили оловянный горно-обогатительный комбинат в Кавалерово, да не просто посетили, а спустились в шахту, где страшно, темно и сыро, вот тогда мы оценили шахтерский труд. Спускались и в знаменитую карстовую Мокрушинскую пещеру. Это уникальное место с множественными залами, озерами, сталактитами, сталагмитами, колодцами. Впечатлений была масса. Добрались до Ольги, потом на теплоходе до Находки, а дальше держали путь домой. Тогда мы собрали богатый материал и заняли первое место на городской краеведческой конференции. И как я не боялась в то время отправляться в такие путешествия с детьми? – удивляется сама себе Людмила Ивановна.

Но страсть к путешествиям с годами не прошла, прошлым летом Людмила Пеньковцева побывала на Валаамском архипелаге.

Все мои дети – хорошие люди

Черно-белые фото выпускных классов сменяются цветными, на каждом в центре – классный руководитель. Пять выпусков. Перемножаю в уме годы. Это же полжизни получается! Взрослых выпускников сменяли маленькие пятиклассники. На протяжении десяти лет Людмила Ивановна возглавляла партийную организацию школы. Можно было отказаться от классного руководства, но она не сделала этого, жалко было бросать своих воспитанников. Она и расставалась-то с ними только на восемь месяцев декретного отпуска. Даже имя второму сыну выбирали вместе с учениками.

На мой вопрос, чем отличаются дети первых и последних выпусков, ответила так:

– Раньше ребята взрослее выглядели, особенно парни, и более приспособленные к жизни были. Но добрыми и хорошими людьми дети были во все времена. Может, мне просто везло с ребятами и родителями. Но все мои выпуски были замечательными.

Несмотря на трудности в работе, всегда чувствовалась отдача. Микроклимат в нашей школе был особенный, потому и не хотелось покидать ее. В свое время меня приглашали в другую школу на должность завуча, манили в городской отдел образования. Предлагали быть заведующей учебной частью и в нашей школе. Но я каждый раз отказывалась. Бумажная работа не для меня, предпочитаю живое общение. Люблю делать все сама, а вот контролировать кого-то и требовать не могу, жалко.

Это точно, Людмила Ивановна никогда не отчитывала детей менторским тоном, скорее журила.

– В классе старалась сформировать мнение коллектива, и как-то мне это удавалось. Я не противопоставляю себя детям, я рядом с ними. Поговорим, обнимемся, пошутим. Мои выпускники, приезжая в город, всегда заходят ко мне в гости.

За все годы работы в школе я ни разу не усомнилась в выборе профессии. Это внутри меня, это мое – преподавать и работать с детьми.

Во время разговора прозвенел не один звонок, шум перемен сменялся тишиной урока. Людмила Ивановна листает альбом последнего выпуска 2014 года, рассказывает, где сейчас учатся ребята.

– Это – будущий стоматолог, а это архитектор, экономист, строитель, учитель, военный… Шесть медалистов. А какие они у меня все добрые, красивые! Эх, сколько раз я ругала Славку, а он мне "ВКонтакте" сейчас пишет: "Людмила Ивановна, как я по вам скучаю". Ну что ты будешь делать! – восклицает классный руководитель.

Дороже всех наград

1969 год, когда ученики проверяли молодую учительницу на предмет знания биологии, задавая каверзные вопросы, давно позади. Сегодня профессионализм Людмилы Ивановны никто под сомнение не ставит. Ежегодно ее воспитанники являются победителями и призерами городской и областной олимпиад по биологии. Людмила Пеньковцева была занесена в Книгу Почета при Амурском институте образования, ей присвоено звание "Отличник народного просвещения" (1979 год) и "Учитель-методист" (1984 год). Но дороже всех грамот, наград и званий признание учеников.

"Дорогая, любимая наша, Людмила Ивановна! – пишут выпускники 2014 года. – Вы – замечательный учитель и классный руководитель, самый добрый и понимающий. Вы всегда были рядом с нами, прощали нам все наши проказы, защищали и заботились, как о родных детях. У вас доброе сердце и светлая душа. Спасибо Вам за улыбку и теплоту, за любовь и терпение. Безгранично любим Вас и никогда не забудем".

И как тут не согласиться с российским историком Василием Ключевским: "Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь".

Звонок прерывает тишину школьных коридоров. Распахиваются настежь двери всех кабинетов. Жаждущая свободы толпа лицеистов выплескивается из здания на залитый солнцем двор. Лицей нехотя затихает. Но это только на время. Завтра будет новый день школьной жизни.

Виктория ЧЕРЕПАНОВА.

Фото автора и из архива Людмилы Пеньковцевой.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник