Зейские Вести Сегодня

Искусство тонкое и редкое

В г. Зее немало частных предпринимателей, занятых в разных сферах деятельности. Большинство из них – в торговле, но есть и те, кто мастерски владеет ремёслами. Такие люди вызывают особый интерес.

Андрей Румянцев – ювелир. Занят он этой работой уже много лет, но постоянно совершенствуется в своём тонком и редком ремесле. О своей работе, которая началась с увлечения, мы и попросили его рассказать.

 

– Жизнь долго вела меня к призванию. Все перевернул случай, благодаря которому я отправился в кругосветное путешествие на девять месяцев. На судне был один парень, инженер-гидролог, он-то и пристрастил меня к работе с металлом. Сначала делал ножи и осваивал азы резьбы по металлу. Занятие увлекло настолько, что когда вернулся из «кругосветки», то бросил институт и ушел учиться на резчика по дереву. С тех пор и обучаюсь без перерыва разным ремёслам, и мне всё интересно. Делал резную мебель, резал миниатюры из кости, камнерезом был... Ну а потом так получилось, что 20 лет во Владивостоке ювелиром проработал. Женился и с супругой переехал в Зею. Решил здесь организовать свое дело. На удивление, особой мороки с организацией не было.

Понемногу дело начало налаживаться. Исходные материалы заказываем по Интернету. Наняли людей – создали три рабочих места.

Признаюсь, обучить персонал – это самое сложное. Я сам всю жизнь учусь и не скажу, что все умею. Многие приходили на стажировку проситься, но я сначала смотрю, потянет человек такую работу или нет. Для примера, когда я учился на художественной обработке металла, то из поступивших 45 человек за пять лет только 18 окончили учёбу, но ни один не стал ювелиром.

Конечно, кому-то можно потешить самолюбие, заявив: «Я ювелир», но работать не так просто, как хвастать. Что для этого нужно? Много. Нужно уметь рисовать, быть усидчивым... Но, главное, к этой работе должно быть призвание.

А сейчас «ювелирами» нередко называют всех, кто может сплести простенькую цепь. Но ювелир – это человек, который сядет с клиентом, сам нарисует, сам придумает, сам сделает, сам камень обточит, в общем тот, кто удовлетворит все желания заказчика. Для этого нужно овладеть ремеслом, которое включает в себя умение паять, пилить, гравировать, владеть инкрустацией…

В Зее несколько ювелирных мастерских, горожане не обходят их стороной – предложение остаётся востребованным. Андрей открыл для нас один из секретов такого внимания к ювелирным изделиям ручной работы:

– Порой украшения покупать выгоднее в мастерских, чем в магазинах. А цепи без камней гарантированно дешевле. Магазин где покупает свои изделия? В такой же мастерской, разве что побольше. Владельцам крупных магазинов и аренду платить, и зарплату работникам, и за доставку изделий цена не маленькая. А мастерская для покупателя – будто оптовая база с ценами производителя.

В ювелирных мастерских горожане не ограничивают себя только цепями или браслетами. Их интересует сразу все.

Заказывают перстни, кольца, цепи, браслеты. Украшения мы сами разработали, сами нарисовали и сами создали, – рассказывает Андрей. – Однажды даже делали из золота прицельную мушку для ружья. Сосед жаловался, что мушка черная и с ружьём сливается, так мы это дело исправили. А уж если цепи плести, то там сплошная медитация.

– Люди, которые часто покупают золотые украшения, признаются, что работа машины холодная. А вот если сделал человек, то в них будто душа появляется, – делится своими наблюдениями подмастерье Максим Коробков. – Чтобы создавать изделия, которые будут радовать человека, нужно упорно учиться. Приходится всегда быть сосредоточенным, внимательно слушать учителя и замечания принимать, как руководство к действию.

Казалось бы, несложная работа – изготовление цепи, но прежде, чем заготовка станет украшением, она должна пройти несколько этапов. Сначала плавится металл. Потом мы прокатываем его на валах. Затем вытягиваем его и делаем проволоку. И дальше начинается самое интересное – плетение. Люди порой покупают дутое золото в магазинах. Выглядит изделие дорого и массивно, но, скажем, цепи внутри полые и поэтому не долговечные. Полгода не проходит, как уже приносят к нам чинить. Мы же предпочитаем делать из цельной проволоки, а это куда долговечней. Да и нет смысла нам халтурить: город небольшой, и заказчик каждого мастера в лицо знает. Как потом в глаза смотреть?

Ангелина Семечева,

студентка 3-го курса филологического факультета АмГУ.

Фото Григория ФИЛАТОВА.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник