Зейские Вести Сегодня

Половина века на зейской сцене

Перед написанием этой статьи не просто было «нащупать» необходимую интонацию. Я понимал – пафосный тон неуместен. А потом вспомнил слова из песни Булата Окуджавы «каждый пишет, как он дышит…». Да, так оно и есть. 

Зейскому народному театру – пятьдесят лет. Для самодеятельного коллектива дата более чем почетная. Эти годы вместили две эпохи: социализм и капитализм. При социализме мы были единым сообществом – советским народом. Мы верили в светлое будущее, нам казалось, что еще немного, еще чуть-чуть, и схватим за хвост птицу счастья. Наш «сон» длился более 70 лет. Отрезвление произошло быстро, когда нам объявили, что отныне, дорогие сограждане, мы будем жить при капитализме. Приготовьтесь к некоторым лишениям. Отныне вы будете жить в постоянном страхе за свою жизнь. Выкиньте из головы понятие социальной справедливости. Отныне экономические кризисы будут вашими пожизненными спутниками. В повседневный обиход ворвутся новые слова: офшор, рэкет, дефолт, стагнация, девальвация, рейдерский захват, банкротство и многие другие.

Однако театр не плёлся и не был в плену времени ни тогда, ни сейчас. Мы никогда не думали, что владеем правдой. А вот желание познать самих себя: кто мы, зачем мы на этой земле, – в нас жило всегда. Мы задавали эти вопросы не только себе, но и нашему зрителю. В репертуаре были спектакли, которые будили мысль, заставляли размышлять о времени и о себе. Среди них: «Тринадцатый председатель» Азата Абдуллина, «Баня» Владимира Маяковского, «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, «Беседы с Сократом» Эдуарда Радзинского, «История лошади» по повести Льва Толстого «Холстомер», «Свалка» Алексея Дударева, «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина и многие другие. Эти постановки стали возможны благодаря замечательным людям и талантливым актерам, среди них: Анастасия Миногина, Тамара Протченко, Владимир Ляшенко, Виктор Сомов, Дмитрий Белаш, Виктор Савельев, Наталья Сачкова, Валентина Корниенко, Валентина Филиппович, Наталья Шапран, Татьяна Тарасова, Сергей и Ольга Кукушкины, Виктор и Людмила Горшковы, Татьяна Дрёмина. Да простят меня те, кого я не назвал.

Наконец социальный вектор в человеческих отношениях сдвинулся на крайний индивидуализм. Нет больше крепких дружб, ни сплоченных трудовых коллективов. Каждый сам за себя. Как там, за забором, живет сосед – нас больше не волнует. И тотальный обман во всем и везде, когда каждый выживает за счет глупости другого. «Не дай себя обмануть» – предупреждают нас все средства массовой информации. Вот ведь как: жратвы и шмоток стало много, а радости и удовольствия от жизни стало меньше. Да и театр в это время оказался в идейном тупике. Одно было неизменным – наш девиз: «Чем удивлять будем?». А удивлять людей, познавших Интернет, поездивших по миру, для нас стало не простым делом. Появился зрительский запрос на комедии. В репертуаре появились французские и английские комедии «Люкс № 13», «Развод по-французски» и другие. Но поиски болевых точек времени продолжались. Нам казалось, что «зацепить» чем-то современного зрителя невозможно. Еще как возможно. На главной сцене Дома культуры «Энергетик» шел спектакль «Королевство прекрасных дам» по пьесе Виктора Гитина. События и в пьесе, и в нашем городе непреднамеренно совпали. Мы помним, как горожане выходили со своими требованиями на площадь. Спектакль вызвал небывалый зрительский интерес. В конечном счете продолжать ставить спектакль нам запретили.

А в это время в театре происходила неизбежная смена поколений. Плеяда замечательных артистов по возрасту покидала сцену, многие ушли из жизни.

Но ветер перемен подул с новой силой, когда в театр пришли молодые Алла Сметанина, Андрей Якушенко, Ксения Коренева, Дмитрий Кузнецов, Павел Романенко, Оксана Комарова, Елена Пахомова, Елена Климас, Лариса Бобровникова – редкого таланта актриса, Алексей Свояков, Александр Рожнёв, Надежда Киряева, Александра Кошеленко.

В своей богатой истории наш театр – неоднократный лауреат всесоюзных и всероссийских фестивалей и смотров народных театров. Свои знания по режиссуре я пополнял на семинарах и в лабораториях, которые вели московские режиссеры в разных городах Дальнего Востока – Магадане, Хабаровске, Владивостоке, на Сахалине, Камчатке и даже, было дело, в Москве. Увы, все в прошлом. Сегодня с отсутствием гастрольного плана, смотров и фестивалей, регулярной учебы звание «народный театр» носит формальный статус.

Все же юбилей – это не только взгляд в прошлое, но и желание заглянуть в будущее. Каким оно будет? Зависит только от нас.

Я поздравляю театралов всех поколений, а также наших дорогих зрителей с полувековым юбилеем. История Зейского театра продолжается.

Сергей ЛОГУНЕНКО,

режиссер Зейского народного театра,заслуженный работник культуры России.

Фото из архива ДК “Энергетик”.

 

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник