Зейские Вести Сегодня

Невыдуманная история

7 декабря в Доме культуры «Энергетик» состоялся премьерный показ спектакля Зейского народного театра «Как Зоя гусей кормила». Режиссер театра Александр Рожнев представил вниманию горожан пьесу молодого драматурга Светланы Баженовой. В драме играли Лариса Бобровникова, Алексей Тырсенко, Надежда Киряева, Александр Рожнев и Наталья Шапран.

«Это полностью невыдуманная история моего отчима, которая была написана после смерти Зои Марковны, я даже не меняла имена героев», – говорила о своей пьесе Светлана Баженова.

Кормление гусей

История о столетней старушке содержит много тем для размышления. Зоя Марковна (Лариса Бобровникова), которую, по словам медиков, уже две недели назад должны были похоронить, оказывается живее всех живых. Эксцентричная бабуля со своими «закидонами», умирающая на публике по пять раз на день, не может умереть, потому что некому будет за сына волноваться.

Шестидесятилетний Вова (Алексей Тырсенко) – несовременный научный сотрудник, живущий под маминым крылом, создавший технологию строительства «дорог на века», не имеет ничего, кроме светлой головы, и так и не состоялся как мужчина. Он давно смирился со своей участью, но безмерно устал от чудачеств матери. Замученный ее капризами, прихотями и шантажом – «сейчас умру», он, с одной стороны, отсчитывая дни, ждет кончины матушки, как освобождения, а с другой – страшится этого, как маленький мальчик. Не умеющий принимать решения, но с по-детски чистой, не очерствевшей душой. Он умеет искренне любить, в нем нет эгоизма, хитрости, наглой изворотливости.

Зоя Марковна – тиран и жертва в одном лице. Мать-одиночка с естественным страхом потерять единственного родного человека – всю жизнь держит сына возле себя, расстраивая его попытки создать собственную семью. И это не потому, что она не любит сына. Это потому, что она хочет быть значимой хотя бы для него, пусть и насильно. Потому, что больше ни одного родного человека нет в ее жизни. В ней живет любовь: кривая, изломанная и придушенная ею самой, но любовь. И Женю она пускает в свой дом, в свою жизнь, только разглядев в ней умение жалеть и любить.

Женя (Надежда Киряева), простушка с сельским говором и пестрыми нарядами, врывается в скучную размеренную жизнь матери и сына. Эта глупая задорная девчонка – глоток свежего воздуха для них. Способная к пониманию и состраданию, не «вписавшись» в подлость и продажность городского мира, она возвращается в деревню.

Трое «чудиков»: мать, сын и девушка из деревни – они словно родными стали. Для Владимира Женя – последняя надежда что-то изменить в своей жизни. Но надежду разбивает лучший друг, подлец и циник Плоцкий (Александр Рожнев). Он не настолько умен, но умеет добиваться всего напористостью и наглостью. Всю жизнь завидовавший Владимиру, он ни за что не простит ему минуты

счастья. Плоцкий придет не за девушкой – его гонит желание разрушить то доброе, что пытались построить в отношениях Владимир и Женя. Плоцкий ставит себя выше этих троих, ведь он, приспособившись к реалиям, живет, «как все». Да только от этой троицы теплом веет больше.

В постановке намного больше смыслов, чем просто не пришедшая смерть. Несмотря на внешнюю простоту и юмор, она затрагивает серьёзные темы. Эта история о человеческих взаимоотношениях, о тех обстоятельствах, которые могут повлиять на наш характер, наши решения, нашу жизнь.

Все персонажи пьесы несчастны, каждый по-своему мечтает о лучшей жизни, но ничего не меняет. Герои боятся по-настоящему жить и находятся в ожидании. Им легче жить по привычке, чем перекраивать судьбу.

Зрители, смеющиеся весь спектакль, к концу действия затихают. Мать и сын снова остаются одни. Финал неожиданный, трагический: первым умирает сын. Яркая точка, не оставляющая надежды многоточию.

Спектакль получился глубокий, тонкий, заставляющий в очередной раз задуматься о любви, мимолетности счастья, разрушительной зависти и последствиях материнской жертвенной любви. Он не даёт решения проблем, а лишь обличает их, ведь нет универсального средства для обретения счастья на земле.

Правильная интонация

Александр Рожнев нашел правильную интонацию – остроумную и ироничную. Как в самой жизни, в спектакле смешное и трагическое существуют неразрывно. Ирония в комичном высвечивает серьезное, преодолевая трагедию как безысходность.

– Мне очень понравилась пьеса, она, как говорится, «зацепила, торкнула» меня, – делится после премьеры режиссер, художник-постановщик Александр РОЖНЕВ, – думаю, спектакль не оставил равнодушным и зрителя: кто-то посмеется, кто-то погрустит. В нашем мире нет чистого жанра, так и в постановке грустное перемежается со смешным. Эта пьеса о том, как мы не живём, ограничивая себя рамками. К чему это приводит? К тому, что у человека ничего-то и не было в жизни. И он сам в итоге не жил, а существовал в законсервированном мире. Выстроенные на сцене декорации не случайны, эта квартира – своего рода гроб, и здесь постарались художник Екатерина Соковникова и декораторы Валерий Маслов и Андрей Якимов. В нашей работе все строится на ощущении от пьесы. Немаловажную роль в постановке спектакля играют художник по свету Сергей Злобин и звукорежиссер Павел Ужинцев. Впервые в этом спектакле была записана «живая» музыка. Воплотить задумку музыкального оформления драмы помогли Дмитрий Широких (звукозапись, звукорежиссура), Оксана Колегова (виолончель, скрипка) и Сергей Будник (балалайка).

Им веришь

Зейский народный театр предложил зрителю улыбнуться и при этом увидеть настоящую драму, в которой стоят вопросы нравственного выбора.

«Если одним словом, то это – потрясение, – делится впечатлениями женщина зрелых лет, представившаяся, как Тамара Владимировна, – серьезная вещь. Замечательная, на мой взгляд, режиссерская работа, сама постановка спектакля, сценография, много интересных неожиданных находок. Это третья работа молодого режиссера. И с каждым разом спектакли в его постановке набирают обороты. Хочется надеяться, что наш народный театр переживает возрождение. Актеры справились с задачей великолепно, ненавязчиво заставив задуматься о жизни, о людских взаимоотношениях, о тех ценностях, которыми мы так когда-то гордились и которые, к сожалению, в последнее время теряем, разбазаривая, разменивая на материальное благополучие. Что касается игры актеров, то это – высший пилотаж. С первой и до последней фразы им веришь безоговорочно. Слаженному актерскому коллективу удалось ярко и точно передать внутренний мир, характер своих героев. Бесподобна игра Ларисы Бобровниковой – очень тонкая, убедительная и живая. Радует возвращение этой актрисы на сцену. Так же, как и возвращение в театр одной из старейших его актрис – Натальи Шапран, в этом спектакле у нее небольшая роль, но как здорово она с ней справилась. Выше всяческих похвал работа молодого актера Алексея Тырсенко. Отлично справилась со своей ролью Надежда Киряева. Не принято хвалить режиссера, исполняющего какую-либо роль в спектакле собственной постановки, но тем не менее Александр Рожнёв был настолько убедителен, что в финале пьесы возникло желание его убить».

«Спектакль поставлен очень талантливо, а образы созданы артистами настолько многогранно, что порой даже теряешься, кто является главным героем. Каждый в плену своих жизненных обстоятельств, каждого по-человечески можно понять и даже простить», – говорит молодая девушка Наталья, пришедшая на премьеру со своей мамой.

«Прекрасный спектакль – точный, жизненный, человечный. Игра артистов захватывает внимание с первых фраз, а юмор разбавляет смысловое напряжение. Но при всем изобилии комических ситуаций эта пьеса – глубоко трагична по содержанию. За всем этим балаганом – столько человеческого горя и боли. Люди ищут любви и тепла, но всё через боль и горечь», – считает поклонница Зейского народного театра Ольга.

Каждый увидел в этой истории что-то свое. Она цепляет за живое, о ней хочется размышлять и делать выводы. И даже хочется еще раз ее посмотреть. Браво!

Виктория Черепанова.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник