Зейские Вести Сегодня

Школа нашего детства

Наш класс пошел в Снежногорскую школу в 1980-м, а закончил в 90-м. Теперь нас разметало по стране и собираемся мы не так часто, как хотелось бы. Но в эти редкие моменты о чем мы вспоминаем? Конечно, о нашей любимой школе. И поверьте, нам есть что вспомнить. В этом году школа отмечает свой юбилей – 40 лет, и десять из них – наши. Но началось все задолго до нас, в теперь уже далёком 1971-м.

Елена Демина, учительница начальных классов, проработала в школе 43 года, в Снежногорском трудилась с самого первого дня основания школы. Через ее руки прошли сотни учеников, которые до сих пор вспоминают о ней с благодарностью. Елена Васильевна сейчас на заслуженном отдыхе и до сих пор живет в Снежногорском.

Я помню, как все начиналось...

“Много времени прошло, – вспоминает Елена Васильевна, – до Снежногорского я 9 лет проработала в Журбанской школе, когда село закрыли, переехала в Комсомольский, а потом, через четыре года, в Филимошку. Когда приехала в Снежногорский, школа только строилась. Помню, как через окна столовой заносили парты, шкафы, карты…

Первым директором был Виктор Жила. Коллектив учителей получился сборный: из Филимошки и Журбана. Классы в начальной школе были очень большие – по 42 человека. Нас, учителей начальных классов, было четверо: Тамара Федорова (Курако), Светлана Кудряшова, Лидия Старикова и я. Дружный, молодой коллектив.

В 1976 году директором стал Леонид Долотов. Самое интересное время, когда мы начали обучать шестилеток. Нулевые классы открылись в 1984 году. Работы было очень много, малышей расположили в здании старого детского сада. Допоздна пропадали на работе, без всякой дополнительной оплаты, лишь бы с детьми быть. Зато интересно и весело. Бывало, бегу на работу, а мне наш лаборант Наталья Сергеева говорит: “Вы, Елена Васильевна, на работу спешите, как на праздник”, а я отвечаю: “Еще лучше”. Время было очень хорошее, работали сообща, дружно. И ребятишки тоже были замечательные. Учительский коллектив подобрался творческий. И откуда что бралось, какие прекрасные концерты делались, стихи писали, рисовали. У нас, в нулевых классах, работать было интересно, проводили много замечательных вечеров, праздников и не только для детей, часто участниками становились родители. Мне почему-то особенно въелось в память, как мы ставили сказки для ребят: “Курочка Ряба”, “По щучьему веленью”, “Петушок - золотой гребешок”. И кто-то из родителей принес маленькую рябенькую курочку, не живую – заводную игрушку. И вот она скакала-скакала, и вдруг из-под нее выскочило яйцо и покатилось. Ну, и хохоту было… А еще щука у нас выскакивала из проруби, очень неожиданно, ребятишки знали и ждали, а гости даже немного пугались. Хорошее было время”.

Анатолий Самонов приехал в Снежногорский (тогда еще Новый Журбан) одним из первых, в начале сентября 1971 года. “В начале октября отметили День учителя еще в старой Филимошкинской школе, – делится воспоминаниями Анатолий Терентьевич, – чем-то она нынешнюю Алгачинскую напоминала, три отдельно стоящих задания. А с понедельника людей стали перевозить в Новый Журбан.

Школа новенькая, просторная, кабинеты блестят, а дети бегают в диком восторге, их не собрать. Среди строителей было много художников и просто творческих молодых людей. Фасад школы украшала мозаика, в актовом зале, там, где сейчас столовая, была даже эстрада и сцену вместо задника тоже украшала мозаика.

Люди спешили перебраться до морозов, школа не готова была. Везде строительный мусор, штор нет, комфорта особого тоже. Людей перевозили из нескольких деревень: Черной Речки, Журбана, Филимошки. Жили поначалу где придется: в чаеварках, на квартирах. Зато в школе в то время было 300 учеников. В классах от 30 до 40 ребят, даже одно время хотели делить на параллели. Поселок строился быстро. Клуб новый возвели на загляденье. Жизнь кипела, было очень весело. Народ-то молодой, спортзал в школе никогда не пустовал, а клуб и тем более. Шумел поселок”.

Самое лучшее время

1980-й. 1 сентября, мы, 34 малыша, с огромными букетами стоим на линейке перед школой. Немного страшновато, но так здорово, гордость просто распирает – мы же теперь первоклассники! Наш строгий классный руководитель Тамара Курако ведет нас в класс. Знакомиться нам не надо, мы с яслей вместе. А школьная жизнь кипела, и так хотелось поскорее стать ее частью. Ребята, побывавшие в “Артеке” и “Орленке”, привезли коммунарскую методику, о ней тогда мало кто слышал, да и сейчас коллективное творческое дело (КТД) подается как новинка, а в Снежногорской школе мы “коммунарили” во всю еще в 80-х. Пожалуй, самым запоминающимся КТД стала постройка тира. В ней участвовала вся школа, от мала до велика. И если за неуспеваемость или плохое поведение кого-то отстраняли от работы, это было великим позором и огорчением. Нам хотелось участвовать, было интересно, и мысль, что мы сами строим, окрыляла. И ведь все получилось. Построили отличный 100-метровый тир. Школьное самоуправление не было формальным, совет учеников имел реальные права влиять на жизнь школы. Например: на совете нам, тогда шестиклассникам, разрешили ходить в клуб на танцы. Правда до 21 часа, но это была победа, и мы очень гордились тем, что нас признали взрослыми. Спорт всегда был в почете. Кто чем, а мы были увлечены туризмом. Школа тогда гремела не только в районе, но и в области. Более 15 лет снежногорские команды “Альтаир” (старшая и младшая) держали первое место в районе по туризму. Была у нас отличная волейбольная команда. Работала лыжная спортшкола, а летом в спортивный лагерь съезжались юные лыжники со всего района. А уж лыжи, наверное, у каждого дома были. После уроков мы с друзьями старались быстрее сделать домашнее задание и… на лыжню. А еще в школе был спортивный час. После третьего урока, в любое время года, любую погоду все без исключения: и учителя, и ученики – переодевались в спортивную форму и шли на улицу. Играли в лапту, волейбол, мини-футбол, в общем, игр хватало. И хотя не всем и не всегда хотелось идти, но болеть простудой мы перестали совсем.

А праздники? Это были не формальные, подготовленные кем-то мероприятия. Участвовали все. Делились на творческие группы, у каждой было свое задание, готовились костюмы, украшения, писались стихи, рисовались плакаты и стенгазеты, делались фотографии. Ярким событием стал спектакль, поставленный учителями по сказке “Про Федота стрельца – удалого молодца”. Его ставили в поселковом клубе, показывали не единожды, и всякий раз в зале яблоку негде было упасть, так талантливо и весело сыгран спектакль. Мы были детьми, и нам казалось, что в жизни так и должно быть: молодые веселые красивые талантливые учителя, школьная жизнь кипит, и мы не просто зрители, мы ее непосредственные участники. Мы привыкали быть победителями, быть лучшими, быть на острие событий. Нас научили верить в себя. Учителя сделали наше детство ярким и незабываемым, дали нам хороший старт в большую жизнь.

Директор школы Леонид Долотов общался с учителями-новаторами, во время своего отпуска ездил по стране, перенимая интересный опыт, в школе адаптировались и внедрялись новые методы воспитания и образования и не для галочк, а со всей ответственностью и отличными результатами. Это он поднял в школе туризм на почти профессиональный уровень.

Валерий Рябов – наш учитель физкультуры, замечательный художник, музыкант. Его руками были оформлены все стенды в школе, и все спортивные достижения – это тоже его заслуга. Наша строгая, но добрая и заботливая классная мама – Надежда Шумейко. Виктория Федорова и Мария Самонова – завучи и учителя литературы и русского языка. Любовь Репина – математик, профессионал, тонкий и душевный человек. Леонид Виноградов – военрук, неординарный и талантливый поэт, музыкант, спортсмен, артист (к сожалению, его уже нет в живых). Полина Стрельцова – учитель русского языка и литературы (проработала в нашей школе не долго, но оставила в наших сердцах яркий след), прекрасный музыкант, рукодельница, поэтесса, неугомонный и очень жизнерадостный человек. Людмила Долотова – учитель химии, классный руководитель от Бога, Ольга Высоцкая – замечательный физик и добрейший человек, Галина Александрикова – учитель начальных классов, талантливая и яркая личность. Леонид Моисеенко – наш преподаватель автодела, благодаря ему мы заканчивали школу, имея на руках водительские права. Конечно, найдутся среди бывших учеников и те, для кого все было не так замечательно, но у каждого из нас был шанс, каждый делал выбор сам – быть или не быть. Мы решили – быть! На встречах одноклассников становится понятно, как много нам дала школа – именно эта школа. У большинства жизнь и карьера сложились успешно. И когда сын слышит рассказы о моих школьных годах, он со вздохом говорит: “Как же вам повезло: у вас было реально счастливое детство!”

Школа сегодня

А потом в стране началось время больших перемен. Люди стали уезжать из поселка, детей в школе стало меньше, не хватало учителей. В этот очень трудный период школу возглавил Валерий Рябов, а затем Виктория Федорова. И хотя коллектив сменился, им все-таки удалось сохранить традиции.

В 2004 году школу возглавила Ольга Бахтина. “Я руковожу школой 7 лет, – рассказывает Ольга Валентиновна. – Цель моего прихода – вернуть школе былой статус, то есть создать интересный коллектив. Я приехала сюда, когда было очень сложно, время было такое – шел отток кадров. И мы сделали ставку на своих учеников, наших лучших выпускников. После школы ребята получили профессию и вернулись в родную школу уже как учителя. Из старого коллектива остались только наши мэтры: Валерий Рябов и Галина Александрикова. Сейчас у нас прекрасный коллектив, работоспособный, молодой и творческий. Все учителя постоянно повышают свой профессиональный уровень, одни получают высшее образование, другие повышают категорию, хотя иногда приходится подталкивать своим волевым решением. Пора, мол, аттестовываться, выходить на более высокий уровень. Потому что, я считаю, каждому бриллианту нужна своя оправа. С таким коллективом можно сделать очень много.

Сегодня мы возродили хорошую традицию – быть успешными, потому что если успешен учитель – успешен ученик. И что самое главное – учителя сегодня хотят состояться. Это очень важно. В школе есть стипендиаты. Второй год из директорского фонда детям, имеющим высокие результаты в учебе, мы выплачиваем стипендию.

Галина Александрикова – учитель начальных классов, она не математик, но имеет “олимпиадников” уровня России по математике. Нам очень повезло с кадрами”.

На столе и стенах множество грамот, дипломов и наград.

“Могу сказать, – продолжает свой рассказ Ольга Валентиновна, – что за каждой грамотой стоит сложный, тяжелый, каждодневный труд. Конечно, у нас не всегда солнечно и радостно, бывают и споры, и расхождения во мнениях, но это нормальные рабочие моменты. Руки никто не складывает. Школа даже летом не пустует: проходят профильные смены (школьная и две районные). Ребята летом участвуют в научно-практических конференциях.

Сегодня в школе менее пятидесяти учеников, и в этом вся проблема. Кадры есть, ресурсы тоже, а учеников нет. Для молодых специалистов – все условия: хорошая зарплата, отдельные, прекрасно оборудованные кабинеты, Интернет. Нам бы учеников 200, и нас бы не догнали. Зато есть возможность уделить максимальное внимание каждому, и ребенок уверен, что он звезда! О любом нашем учителе можно написать отдельную статью. Про каждого учителя сказать много хорошего. Сейчас наш коллектив работает по программе “Школа – как социокультурный центр. Территория здоровья”. Это большой совместный труд, и мы успешно справляемся”.

Школа… наша школа… Эти слова отзываются в душах светлым чувством. Школа в нашей памяти – это просторные классы, доска, испачканные мелом пальцы, оценки в дневниках, первая любовь, строгие учителя, одноклассники, победы и поражения… звонок с последнего урока. Мы срываемся, как птицы, летим длинными коридорами, толкаемся в раздевалке, а уходить домой почему-то не хочется… Уроки кончились, а мы не спешим, нам хорошо в школе… Хочется, чтобы через годы нынешним ученикам их дети сказали: “Надо же, а у вас было реально счастливое детство!”.

Наталья Михайлова.

Фото из архива автора.

 

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник