Зейские Вести Сегодня

Ветер свободы

Наверное, очень правильно и справедливо, что мировое сообщество придумало отмечать День рождения мотоцикла. Ведь создание в конце XIX века самодвижущегося двухколёсного транспорта не только оказало колоссальное влияние на развитие техники, но и имело серьёзное социально-экономическое значение.

День рождения первого мотоцикла пришёлся на 29 августа 1885 года, когда Готтлиб Даймлер получил немецкий патент на мотоцикл. В сущности, первое двухколёсное механическое транспортное средство представляло собой велосипед с моторчиком.

Первый мотоцикл был оснащён двигателем внутреннего сгорания мощностью 0,5 лошадиной силы, что позволяло ему разгоняться до скорости 12 километров в час. Ну а первым в мире мотоциклистом стал сын изобретателя, который 10 ноября 1885 года проехал на отцовском мотоцикле 10 километров. Ну, с того времени и понеслось.

Остановить процесс развития мотоциклетной техники было уже невозможно, да никто и не пытался. Более того, новый вид транспортного средства, присвоив ему название “Motorrad” (колесо с мотором), или по-русски “мотоцикл”, стали последовательно совершенствовать: росла мощность двигателя, а соответственно, и скорость. Уже в июле 1894 года на ипподроме под Мюнхеном, где состоялись первые гонки, мотоциклы поразили зрителей невиданной доселе скоростью в 45 километров в час.

Стремление человека к обладанию индивидуальным транспортным средством, позволяющим с высокой скоростью перемещаться в пространстве, остановить было уже невозможно. Очень скоро передовые, технически развитые страны стали налаживать производство мототехники на своих заводах. Новинкой заинтересовались военные, и в условиях разрастающихся на рубеже ХХ века конфликтов заводы по производству мотоциклов начали получать заказы.

В 1902 году первый отечественный мотоцикл появился в России. В сущности, это был велосипед “Дукс” с установленным на него мотором мощностью 1,75 лошадиной силы. Уже в 30-е годы начато производство мотоцикла Л-300, за основу которого взят немецкий DKW.

К слову сказать, немецкая мототехника, по сути дела, и предопределила развитие отечественного мотостроения в послевоенные годы. После капитуляции Германии в советской зоне оккупации оказался завод DKW, который демонтировали и перевезли в СССР. Оборудование для производства лёгких мотоциклов смонтировали в Ижевске и Серпухове. За основу производства отечественного мотоцикла К-125 был взят немецкий DKW RT 125. Следом появился К-55 с последующими модификациями, и апофеозом лёгких отечественных мотоциклов стал “Минск”.

Примерно по такой же схеме шло развитие мотоциклов ИЖ объёмом 350 кубических сантиметров, прародителем которых стал DKW NZ-350. Предком мотоциклов “Урал” и “Днепр” был военный BMW R-71.

Может быть, где-то до 50-х годов уровень нашей мототехники соответствовал западным образцам, но наметившееся отставание стало стремительно возрастать, и к 60-м годам наш автопром отстал безнадёжно. Главная причина – монополия на производство мотоциклов и острый их дефицит. В этих условиях не было необходимости создавать новые модели и внедрять передовые технологии. Нужно ещё иметь в виду, что в период восстановления разрушенного народного хозяйства было не до жиру и люди радовались тому, что есть.

Для того чтобы понять степень важности обладания мотоциклом, нужно было жить в то время. Появление мотоцикла в семье было событием. Мало того что стоил он недёшево, его ещё нужно было купить, а сделать это было нелегко. Запросто в магазинах ИЖи и “Уралы” не продавались. Достаточно вспомнить, что вплоть до 80-х годов талоны на покупку такой техники распределялись на производстве и не абы кому, а передовикам. У нас получали их работники сельского хозяйства, леспромхозов, строители Зейской ГЭС… Так что седовласые водители за рулём мотоцикла с чадами и домочадцами в коляске были обычным явлением. Сейчас редко увидишь отечественный двухтактник, а увидевши, долго смотришь вслед, предаваясь ностальгическим воспоминаниям.

К мотоциклам, как к дорогой и нужной вещи, было трепетное отношение, и мальчишки 60–70-х годов знали о них всё. Нет худа без добра, и дефицит техники заставлял нас, пацанов, реанимировать такой мотохлам, на который нынешние наши сверстники не стали бы и смотреть. Но взамен получали мы бесценный навык работы с металлом, умение собирать агрегаты, которые заводились и, немилосердно чадя, перемещали нас в пространстве. Это было счастье. До сих пор выхлоп двухтактного двигателя заставляет учащённо биться сердце.

Обладание мотоциклом давало самое ценное – свободу. Поездка на мотоцикле не имеет ничего общего с ездой за рулём автомобиля, в котором никогда не получишь потрясающего ощущения управляемого полёта над дорогой.

Как стремительно меняется мир и приоритеты ценностей: автомобиль, который был вожделенной мечтой для многих наших соотечественников, стал банальной обыденностью, а мотоцикл, который мог позволить себе человек со скромным достатком, сейчас порой становится предметом роскоши.

А, в общем, с праздником, байкеры бывшие, ловившие кайф на чадящих двухтактниках, и байкеры нынешние на супермощных мотоциклах, и байкеры будущие, которые ждут не дождутся своего часа. Всех нас объединяет одно – любовь к мотоциклу, и нас много.

Когда выбирал фотографию к этому материалу, долго не раздумывал, а выудил из компьютерной памяти фото, сделанное в начале 2000-х. Кто-то узнает себя, а кто-то – своих отцов. Посмотрите на лица этих ребят и ту технику, на которой они гоняли. Гоняли и были счастливы.

Григорий Филатов.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник