Зейские Вести Сегодня

Учителя определяют судьбу нации

1 сентября 1953 года я пошёл в 1 класс Дамбукинской средней школы. Прошло 67 лет, а я до настоящего времени испытываю волнение по этому событию. До сих пор помню своего первого учителя Идею Андреевну Дымович, а потом Анну Лукьяновну Лянную. Школу возглавлял Николай Ефимович Клеймёнов. В целом учительский коллектив состоял из педагогов, имеющих большой опыт работы в образовании. Все пользовались огромным уважением жителей поселка и учащихся школы.

В нашем классе математику вел Поликарп Филатович Безматерных. Кроме этого, он занимался краеведением, постоянно публиковался в районной газете «Коммунистический труд» с рассказами об истории развития района, возглавлял оркестр народных инструментов, который состоял из учителей и учащихся школы. Оркестр часто выезжал в села района, когда он выступал – свободных мест не было, зрители слушали стоя, настолько он зачаровывал народной музыкой.

Историю преподавал директор школы Николай Клеймёнов. Делал он это профессионально, ученики внимали его выступлениям, затаив дыхание, хотелось слушать еще и еще. После уроков Николай Ефимович вел исторический кружок, а в свободное от работы время возглавлял самодеятельный драматический театр в поселке. Под его руководством местные актеры ставили профессиональные пьесы по произведениям Льва Толстого, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и других авторов (помню «Анну Каренину» и «Маскарад»). Ни одного праздника не обходилось без духового оркестра под управлением учителя физкультуры Олега Собыля.

Физику преподавал Иван Михайлович Дурнайкин. Практически ежедневно по вечерам работал кружок физики. Дети сами строили радиоприемники, радиостанции, изготовливали электродвигатели, собирали различные электрические схемы. Кружок был настолько популярен, что кабинет всегда был переполнен от желающих.

То же можно сказать и о химии. Этой точной науке учила нас Мария Федоровна Панкратова. Легендарная личность, в годы войны она защищала Москву, была зенитчицей. В своё время, до Великой Отечественной войны, работала в г. Зее, по её инициативе началось озеленение города. Сегодня многочисленные тополя напоминают о ней. На кружок химии было паломничество, в основном этот предмет интересовал девчат.

Заметное место в нашей школе занимала география. Мальчишки грезили путешествиями и исследованиями. Любовь к географии прививал Дмитрий Владимирович Григорович. Он мог ответить на любой вопрос, много знал о любом государстве мира, первопроходцах, открытиях, событиях в разных точках планеты. Как говорят, был ходячей энциклопедией. В годы войны Дмитрий Владимирович прошел всю Европу пешком. Занимал активную позицию в жизни поселка, имел настоящий авторитет у жителей. Также вел кружок географии.

Классным руководителем у нас был Тимофей Ильич Чугунов и вел русский язык и литературу. По вечерам руководил литературным кружком. Было интересно, не хотелось уходить домой, так проникновенно рассказывал нам о русской литературе. В свободное время посещал семьи учеников, встречался с родителями.

Большое место в школьной жизни уделялось физической культуре. Каких только не было спортивных секций! Школа вырастила несколько чемпионов России и СССР (например, известный штангист Р. Шум; В. Козлов, тренер по волейболу женской команды СССР).

Я не случайно обратил внимание на работу педагогов в кружках, учителя давали нам дополнительные знания в различных направлениях науки.

Все это позволяло упрочнить теоретические знания, полученные на уроках, помогало сориентироваться в профессиях, углубить знания по предметам.

Педагоги понимали своё предназначение, поэтому затрачивали все свое свободное время на обучение и воспитание ребят.

Наши учителя прошли школу жизни вместе со своим народом. Мужская часть коллектива школы почти в полном составе была участниками Великой Отечественной войны. Участниками войны были и женщины. Учитель математики Надежда Ивановна Чурина прошла всю войну до Берлина и расписалась на Рейхстаге.

Они ценили жизнь, любили детей, определяли судьбу нас, учеников Дамбукинской средней школы.

В нашем выпуске было три десятых класса по 45 человек. Из моего класса только четыре выпускника не получили высшее и среднетехническое образование. Четверо стали летчиками, трое – геологами, пять – врачами, восемь – педагогами и другими специалистами.

Жители п. Дамбуки с благодарностью вспоминают о школе, педагогах 50-х годов, о новом поколении учителей: Маргарите Николаевне Тополь, Вячеславе Федоровиче Мочалове, Михаиле Ефимовиче Спинко, Вере Степановне Спинко, Викторе Николаевиче Сомове, Евгении Петровне Тарасовой и других, о традициях, заложенных ими.

К сожалению, в последние годы утрачивается связь школы с населением. Начиная с учебников, из которых вычеркивается историческая правда, на смену пришла Болонская система образования, ЕГЭ и учебники Сороса. Все это нарушает идентичность народов России. Избрано направление не на развитие нации, а на её деградацию. Красноречиво об этом говорят Герман Греф, Анатолий Чубайс. Как можно управлять грамотным народом: предлагают учить до 3-го класса.

Думаю, все это проходящее. Наступит время, когда лучшие традиции русского народа будут востребованы. Надеюсь.

Поздравляю педагогов и школьников города и района с новым учебным годом!

Леонид Кожевников.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник